Home » Дошкольное образование » Советы логопеда

Опрос посетителей

Необходимо ли проводить в школе День открытых дверей?

Загрузка ... Загрузка ...

При посещении Дня открытых дверей я я получаю полезную и необходимую информацию

Загрузка ... Загрузка ...

На Дне открытых дверей меня больше всего интересует информация, связанная с:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Полезные сайты

Советы логопеда

 

Советы логопеда

  1. Консультация для родителей детей дошкольного возраста
  2. Развитие фонематического слуха
  3. Обогащение словарного запаса
  4. развитие воздушной струи
  5. Памятка для родителей "Фонематический слух"
  6. Памятка для родителей "Развитие речи ребенка 6-7 лет"
  7. Памятка для родителей "Развитие речи ребенка подготовительной группы"

                          

 Дисграфия

 Дисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.

Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант – бонт», «белка – делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию  буквы (прописные «д» и «б», «п» и »т»); могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».

Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладении письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего Дисграфия может проявиться во втором полугодии 1 класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер

В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая дисграфия
  • оптическая дисграфия

Чем может быть вызвано появление дисграфии?

  • прежде всего, неврологическими нарушениями (ПЭП, родовая травма, др ) поскольку речь – результат деятельности коры головного мозга.
  • длительными соматическими заболеваниями
  • неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)

Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:

  • правильное произношение всех звуков речи и различения их на слух, умение выделять звук на фоне слова и определять место звука в слове;
  • сформированность грамматических систем (согласование слов, употребление предлогов);
  • сформированность пространственных и временных представлений (различие предметов по форме, величине, расположению в пространстве, понимание последовательности).

Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте, Письменная речь – более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляется в письме, что снижает успеваемость в школе.

Нарушение речевого слуха – серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Сложность для для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Как предупредить дисграфию?

  • наблюдайте за ребёнком начиная с 2-х лет:
  • не возникает ли у него проблем с различием речевых звуков на слух?
  • как ребенок ориентируется в пространстве и времени (понимает последовательность времен года, дней недели, «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»), нет ли у ребенка «левшества»
  • достаточен ли словарный запас
  • правильно ли строит фразу

В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать всё возможное для его выравнивания.

Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.

               Трудности чтения. Дислексия.

Дислекси́я (дис — расстройство и лекс — «слова» ) — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дисексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б–П”, «К–Г”, «С–З”, «Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность — трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие – условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста – логопеда – не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса . Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя

Тест для взрослых

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

  1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?
  2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?
  3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?
  4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?
  5. Сложно ли вам заполнять анкеты?
  6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?
  7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?
  8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?
  9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?
  10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?
  11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?
  12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

 

 

Консультация для родителей

«Роль книги в речевом развитии детей»

Составил учитель-логопед И.С. Бобрешова

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, — особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

 

 

Рекомендации логопеда родителям по развитию читательского интереса у детей

 

 

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

 

Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

 

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

 

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

 

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

 

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

 

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

 

Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

 

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

 

Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

 

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

 

Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях