Полезные сайты

ФГОС ОВЗ

Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • максимальное расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
  • каждому обучающемуся с ОВЗ конституционное право на начальное школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения образования и вида образовательного учреждения;
  • гарантирует обучающемуся с ОВЗ удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;
  • возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка;
  • сопоставимое качество образования обучающихся с ОВЗ на всей территории Российской Федерации;
  • механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с ОВЗ;
  • создать условия и стимулировать инновационное развитие отечественной образовательной системы, модернизацию механизмов взаимодействия систем и специалистов общего и специального образования.

Наша образовательная организация призвана обеспечить овладение обучающимися тех компетенций, которые позволят им в дальнейшем самореализовываться. Метакомпетенции и адаптивные навыки вот то, что нужно ребенку с ОВЗ для подготовки к реальной жизни, в которой ему придется играть разные социальные роли.

Содержательными и организационными формами и способами работы, позволяющие реализовывать стандарт являются:

  • Учебный план и адаптированные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС;
  • Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ;
  • Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • Психолого-медико-педагогический консилиум;
  • Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
  • Повышение квалификации в области инклюзивного образования;
  • Рабочие программы освоения предметов адаптированных образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами и в соответствии с образовательной программой;
  • Адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса техническими средствами;
  • Адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения;
  • Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • Ориентация воспитательной среды на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

На наш взгляд одной из организационных форм  на начальном уровне образования, призванной гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корригировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия является создание адаптивной образовательной среды.

При этом должна быть не только адаптированная программа, но и образовательное учреждение должно быть готово к целесообразности и изменению своей образовательной среды для успешной адаптации  и социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Созданию адаптивной образовательной среды в нашей школе способствует реализация следующих принципов.

Принцип  безопасности и здровьесбережения. Это пространственная организация среды, где обучающийся с интеллектуальными нарушениями в развитии получает возможность, используя доступные правила и средства защиты. На данном принципе основана организация просветительской  работы с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий (арт-терапия, пескотерапия), проведение спортивных мероприятий и праздников, для обучающихся с ОВЗ организованы фиточай и  кислородный коктейль.

Принцип  насыщенности  культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность- стенды по безопасности, классный уголок, календарь событий, выпуск газет к праздникам.

Принцип доступности для полисенсорного восприятия. Образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений (в школе оборудован логопедический кабинет в рамках программы на федеральном уровне «Доступная среда», кабинет психолога, игровая комната оборудована учебными модулями для конструирования и моделирования).

Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности педагоги используют педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

В работе с детьми с ОВЗ педагоги используют следующие технологии:

  • технологии здоровьесбережения
  • технологии сенсомоторной интеграции
  • песочная терапия
  • логоритмика
  • кинезитерапия
  • классно-урочная технология
  • игровые технологии
  • информационно- коммуникационные технологии
  • технологии бесконфликтного общения.

Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности.