Полезные сайты

ПМПК МБОУ «СОШ №11»

Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ «СОШ №11». Консилиум несет ответственность за создание и реализацию необходимых условий,  которые «прописаны» в заключении ПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно рекомендательную функцию по тактическим вопросам реализации рекомендаций ПМПК. Он также  выполняет функцию выявления детей с ОВЗ и функцию объективной «углубленной» оценки состояния ребенка (детей).

Целью консилиума является обеспечение диагностико — коррекционного психолого — медико — педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

К основным задачам консилиума относятся:

  1. Консолидированное решение, определяющее особенности процесса комплексного индивидуально ориентированного сопровождения ребенка с ОВЗ;
  2. Участие специалистов в адаптации образовательной программы, рекомендуемой ребенку (коррекционной программы, как ее компонента в соответствии с выявленными особенностями психического и физического развития ребенка);
  3. Определение динамики развития и образования ребенка, включая эффективность реализации специальных образовательных условий, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий специалистов консилиума в рамках психолого-педагогического сопровождения;
  4. Информирование родителей о результатах реализации АООП и социальной адаптации.

Также задачами консилиума являются:

— изменение при необходимости компонентов индивидуальной программы сопровождения, коррекция необходимых специальных образовательных условий (СОУ)  в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие  ребенка,  динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;

— консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом организации в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характером его социальной адаптации в образовательной среде;

— организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.

Принципы работы консилиума таковы:

  • приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
  • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов.

Интеграция в работе специалистов консилиума предполагает, что, находясь в системе образования, воспитанники с ОВЗ должны в полной мере овладеть образовательной программой. Участвуя в сопровождении ребенка, каждый из специалистов хотя и в разной степени, но в полной ответственности за усвоение ребенком объема программы обучения. Для успешного решения этих задач выработаны следующие направления деятельности консилиума:

  • диагностический блок включает: обследование по запросу специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей); диагностику, динамическое наблюдение;
  • блок анализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики, выбор способа организации коррекционно-развивающего процесса, планирование работы, статистический учет.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками: с педагогом-психологом — по развитию психических процессов, с учителем — дефектологом — по развитию познавательных процессов, с учителем-логопедом — по совершенствованию различных сторон речи, с музыкальным руководителем — по развитию темпа и ритма, с учителем по физической культуре — по развитию общей моторики

Блок профилактической и консультативной работы включает углублённые диагностические обследования, консультации для педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Блок контроля включает предоставление информации о работе ПМПк на педагогических советах, подведение итогов за учебный год.

В соответствии с планом работы на учебный год проводятся плановые ПМПк ,но по запросам участников образовательного процесса могут проводиться и внеплановые.

Цель плановых заседаний:

— оценка динамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу специалистов, корректировка формы, режима обучения и назначение новых обследований.

Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.

Алгоритм работы ПМПк включает следующие направления работы:

  • выявление проблемы у ребёнка;
  • беседа с педагогами, родителями (законными представителями);
  • диагностика;
  • заседание консилиума, выработка индивидуальной программы сопровождения ребёнка;
  • реализация намеченной программы, при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития воспитанника.

Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ содержит ряд принципиальных этапов.

После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, коррекционной программе сопровождения и/или обучения по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК. Завершением данного этапа являются рекомендации педагогам и родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ и обучении по адаптированной образовательной программе, включая индивидуальную программу сопровождения. Целью данного этапа является уточнения необходимости создания для воспитанников СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определение формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением образовательной организации его заключения о психофизических особенностях ребенка, его статусе как «ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.

По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс специальных образовательных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. При необходимости вносятся поправки в индивидуальный коррекционный образовательный маршрут.

Итогом консилиумной сессии является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и индивидуальная программа сопровождения ребенка (в рамках реализации адаптированной образовательной программы) на определенный период.

В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, разработана и реализовывается АООП проводится консилиумная сессия, основной задачей которой, является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, в рамках  реализации пакета СОУ, включая оценку эффективности реализации АОП.

Итогом  заключительного этапа реализации СОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения процесса обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по данной АООП, либо необходима корректировка коррекционной программы, всех компонентов деятельности специалистов по реализации СОУ. Таким образом, определяется следующий период сопровождения образования ребенка в данной образовательной организации. Следует отметить, что заключение консилиума носит для родителей рекомендательный характер.

Без тесного и эффективного контакта, постоянного взаимодействия педагогов образовательной организации со специалистами школьного консилиума, эффективная реабилитация невозможна. Только чёткая и слаженная работа всего педагогического коллектива способствует своевременному выявлению проблем и оказанию помощи воспитанникам с ОВЗ.