Полезные сайты

Воспитательная работа

Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается    как наиболее важное   взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно — воспитательного процесса в культурной среде.

Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, имеющих   нарушения интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет организации воспитательной работы.

Необходимым моментом воспитательной работы с детьми с ОВЗ является создание условий для творческого развития каждого обучающегося, для воспитания свободной личности с развитыми способностями, в которых гармонично сочетаются индивидуальность и гражданские качества, ответственность за свою деятельность и поступки, любовь к родному краю и бережное отношение к своему здоровью. Этому способствует:

  • участие в КТД классного и общешкольного уровней;
  • участие в общественно-полезном труде;
  • участие в реализации социальных проектов.

У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е.А. Стребелева пишет, что «: аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей». У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики.  Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Примером такой работы является организация социально открытого пространства воспитания и дополнительного образования.

Организация социально открытого пространства воспитания и дополнительного образования для детей с ОВЗ осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка ребенка, развития его способностей, передача знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.

Одним из ключевых моментов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ является проектная деятельность. Проект (от лат. рrojectus, букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) предварительный текст какого-либо документа. 3) замысел, план.

Проектная деятельность — это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

Принимая во внимание особенности развития детей с лёгкой умственной отсталостью разумным является реализация практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или используются, например, в оформлении класса.

Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями (экстернальная интеграция) так как некоторые роли сложны для учащихся в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами.  Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Вот уже четвертый  год обучающиеся коррекционного класса являются инициаторами и реализуют социальный проект «Украсим школьный двор». Своими руками из дерева ребята изготовили и раскрасили жирафа, на спине которого растут цветы, на нашем пришкольном участке поселились лягушата, гусеница. Ребята каждый год на подоконниках в классе выращивают цветочную рассаду.  О нашем проекте писали неоднократно в газетах на местном уровне.

Большая роль в создании и реализации проектов отводится педагогу, который работает в данном классе. Это творческий, трудолюбивый, инициативный, целеустремленный педагог, который старается внести в процесс воспитания и социализации ребенка с ОВЗ некую изюминку, помогает преодолевать трудности в развитии путем вовлечения данной категории детей в увлекательный процесс изменения окружающей действительности.      Положительную роль в этом плане играет еще и стремление обучающихся быть нужными, полезными обществу.

Творческие проекты включены в план воспитательной работы и распланированы на весь год. Они становятся уже традиционными. В рамках проекта «С Днем учителя», обучающиеся своими руками делают подарки педагогам- цветы из конфет, сумочки для мобильных телефонов. Проект «8-ое марта» включает изготовление подарков мамам: картины, изготовленные методом валяния, салфетки, связанные крючком. Педагогу бывает трудно, нескоординированность движений, недостаточная гибкость пальцев обучающихся вносит трудности. Но благодаря планомерной, порционной, целенаправленной работе результаты есть. У некоторых обучающихся улучшилась каллиграфия, учитель по ритмике отмечает положительную динамику при усвоении ритмичных движений и двигательных упражнений. Возможности обучающегося с ОВЗ при этом существенно расширяются и активизируются. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. При этом «моторно умелый» ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.

Еще одной из форм организации деятельности, которая носит не только воспитательный, но обучающий характер является участие данной категории детей в экологических акциях.

Наблюдая за процессом работы, обучающихся на пришкольном участке, во время изготовления плакатов, за тем с каким усердием они провязывают первый ряд салфетки мы понимаем, что воспитательным результатом проектной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является — непосредственное духовно-нравственное приобретение опыта жизни.

Сегодня наши дети принимают участие не только в конкурсах школьного уровня, но и муниципального, организованных станцией юного техника,  в дистанционных конкурсах для детей с ОВЗ на портале  Китендо.

Благодаря планомерной, порционной, целенаправленной работе результаты есть:

  • возможности обучающегося с ОВЗ расширяются и активизируются.
  • возможность продемонстрировать свою состоятельность гармонизирует личностное развитие ребенка с ОВЗ.
  • закладываются основы личности.

Значит, мы на верном пути, созданное нами воспитательное пространство являются истинным. Мы стараемся объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.