Home » Ученикам » Поддержка одаренных детей

Опрос посетителей

Необходимо ли проводить в школе День открытых дверей?

Загрузка ... Загрузка ...

При посещении Дня открытых дверей я я получаю полезную и необходимую информацию

Загрузка ... Загрузка ...

На Дне открытых дверей меня больше всего интересует информация, связанная с:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Полезные сайты

Поддержка одаренных детей

Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» ( 2015-2020)
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми»  (Бенджамин Блум)
I. Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
II. Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
III. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с ОД:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• исследовательская деятельность и участие в НПК.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
IV. Цель
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
V. Задачи
• изучение природы детской одаренности;
• выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
• создание базы данных в рамках Программы;
• внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
• организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
• развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
• подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
VI. План реализации программы
1. Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2015 по 2020 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2015-2016 учебном году. Он включает в себя:
 создание нормативно-правовой базы;
 обеспечение материально-технической базы;
 создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
 создание базовых предметных групп;
 изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
 отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
 создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
 организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
 разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2016-2019 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
 апробация экспериментальных авторских программ, разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
 отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
 отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
 углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
 методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
 отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
 систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
 пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
 психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2020 оду (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
 сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
 мониторинг личных достижений учащихся;
 анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
 создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
 определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

2. Участники реализации программы
Руководители:
 зам. директора по УВР;
 учитель начальных классов и учитель-предметник
Творческая группа:
 учителя начальных классов и учителя-предметники;
 школьный психолог;
педагог-библиотекарь;
 педагоги дополнительного образования
 руководители спортивных секций
 социальный педагог школы.
 учащиеся МБОУ «СОШ №11»
 родители детей
 воспитатели детских садов
3. Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

Критерии Показатели Методика изучения
Самоактуализированность личности 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей
2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях
4.Способность к рефлексии.
5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
6.Уровень коммуникативной культуры
Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

Метод незаконченного предложения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе 1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
 Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся 1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистического анализа данных, их динамика.

4. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2015-2020 годы

№ п/п Основные направления Сроки Исполнители
Научное направление
1 Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка 2015-2016 Зам. директора, школьный психолог
2 Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка 2015-2016 Зам. директора по ВР, школьный психолог
Научно-методическое и образовательное направление
1 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов  в соответствии с особенностями одаренного ребенка 2015-2018 Творческие группы учителей
2 Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации 2015-2020 Зам. директора по ВР
3 Создание системы психолого-медико-социального сопровождения 2015-2020 Зам. директора по УВР
4 Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей 2015-2017 Психолог, учителя
5 Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности С 2015 года Зам. директора по УВР, психолог
6 Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса 2015-2020 Учебная часть, психолог
7 Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми 2015-2017 Зам. директора по НМР
8 Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности 2015-2017 Зам. директора, руководители творческих групп
9 Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» 2015 педагог-психолог
10 Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития 2015-2020 Зам. директора по ВР, психолог
11 Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка 2015-2020 Зам. директора
12 Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся 2015-2020 Директор, родительский комитет
13 Создание информационной базы школьных достижений 2015-2020 Зам. директора по УВР
14 Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей 2015-2020 Педагоги школы
15 Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

— опыт педагогической работы с одаренными детьми;

— родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

— «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» — биографические эскизы;

— детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

2015-2018 педагог-библиотекарь, педагоги
16 Выпуск школьной газеты «Большая перемена» с представлением  детского литературного творчества 2015-2020 Зам. директора по УВР
17 Деятельность методического совета:

— рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

— организация апробации методик обучения школьников

2015-2020 Зам. директора
Организационное психолого-педагогическое направление
1 Индивидуальная работа со специалистами 2015-2020 Заместители директора
2 Создание среды общения, самореализации. Социализации:

— заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

— организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

— организация выставок;

— организация защиты творческих проектов

2015-2020 Зам. директора ВР
Социально-экономическое направление
1 Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи 2015-2020 Директор, попечительский совет
2 Разработка  «Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий» 2020 Директор

 

VII. Возможные риски
• неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
• рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
VIII. Предполагаемые результаты
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
• повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
IX. Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
3. Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 годы.
4. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, — № 9. – 1990.
6. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.
9. Программа «Одаренные дети» МОУ «Зотинская СОШ» Красноярского края
10. План работы с одаренными детьми izberbash11.dagschool.com›
X. Приложения
ХI.Заключение
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг