Научно-экспериментальная деятельность осуществляется через работу экспериментальных площадок на базе школы:
- Ресурсный центр «Функциональная грамотность школьников», МБОУ «СОШ № 11», ответственные — Т.П. Губкина, учитель информатики МБОУ «СОШ № 11», Когер Н.В., учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 11», Л.Г. Карелина , учитель географии МБОУ «СОШ №11»
- Открытая педагогическая площадка по реализации ФГОС для детей с ОВЗ, МБОУ «СОШ № 11», ответственный — О.М. Соловей, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11»,МЭС от 15.09.2021
- Региональная творческая мастерская по возрождению и сохранению традиций народов Сибири (фестиваль по возрождению и сохранению традиций, олимпиада), руководитель — И.Г. Главаля, учитель музыки, социальный педагог МБОУ «СОШ № 11», МЭС от 15.09.2021
- Межрегиональное сетевое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» — участники проекта МБОУ «СОШ № 11; координатор — М.А. Варичева, МЭС от 15.09.2021
- Муниципальная сетевая опорная площадка по экологическому образованию — партнеры по сетевому взаимодействию, ответственный — О.И. Леонова, учитель биологии МБОУ «СОШ № 5»; координатор — М.А. Варичева, учитель биологии и ОБЖ МБОУ «СОШ № 4», методист МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования», МЭС от 15.09.2021
- Партнерский сетевой проект Базовое образовательное учреждение «Школа безопасного пространства для обучающихся», МБОУ «СОШ № 11», ответственные — А.М. Сергеева, учитель химии, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 11», И.Г. Главаля социальный педагог МБОУ «СОШ № 11»,МЭС от 15.09.2021
- Базовое образовательное учреждение по развитию, воспитанию и социализации детей «Региональный краеведческий конкурс «Знатоки Байкала»» МБОУ «СОШ № 11», ответственные — Е.И, Беднарская, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11», О.М. Соловей, заместитель директора по УВР, МЭС от 15.09.2021
Ресурсный центр «Функциональная грамотность школьника»:
- Актуальность и обоснование выхода на статус (цели, задачи).
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников ( п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства ( приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В современных условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику.
Цель ресурсного центра «Функциональная грамотность школьника»:
— реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников, оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления развития современного образования «Функциональная грамотность»
Задачи:
- Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
- Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
- Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
- Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска
- Описание сути и содержание деятельности проекта по выбранному направлению.
Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.
Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.
- Изменения, на которые направлен проект.
Ориентация педагогов на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA, в котором оценивается именно уровень компетентности.
Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.
- Участники (наименование учебных учреждений, на базе которых планируется деятельность площадки, ФИО руководителя учреждения и ответственных за работу площадки в каждом учреждении);
МБОУ «СОШ №11» город Ангарск
Губкина Татьяна Петровна, учитель информатики, заместитель директора по УВР
Когер Наталья Валерьевна, учитель информатики, заместитель директора по УВР
Карелина Лариса Геннадьевна, учитель географии МБОУ «СОШ №11»
Региональный центр финансовой грамотности Иркутской области
Кулижская Жанна Сергеевна, к.э.н, доцент Байкальского государственного университета, директор Регионального центра финансовой грамотности Иркутской области
ГАУ ДПО ИРО
Бушина Наталья Александровна, заведующий кафедрой экономики и управления ГАУ ДПО ИРО, Ресурсы, которыми располагают учреждения для решения актуальной проблемы.
Школа оборудована компьютерным оборудованием:
Название оборудования | Количество |
Компьютер — всего | 310 |
Из них | |
Ноутбук | 131 |
Планшетные компьютеры | 13 |
Имеющие доступ в Интернет | 310 |
Мультимедийные проекторы | 61 |
Интерактивные доски | 61 |
Принтеры | 38 |
Сканеры | 1 |
МФУ | 31 |
Лингафонные кабинеты | 2 |
Сведения о педагогических работниках
Учебный год | 2022 |
Общее число учителей | 65 |
в т.ч. молодых специалистов | 2 |
в т.ч. учителей совместителей | 0 |
учителей, находящихся в декретном отпуске | 3 |
Образование | |
имеют высшее образование | 43 |
имеют средне специальное образование | 22 |
Категорийный состав | |
имеют высшую категорию | 10 |
имеют первую категорию | 20 |
Аттестованы на соответствие занимаемой должности | 28 |
всего педагогов, имеющих категорию | 30 |
Данные о курсовой подготовке: прошедшие курсы повышения квалификации | 38 |
течение последних трех лет | 62 |
- Схема партнерского взаимодействия с описанием вклада каждого учреждения во взаимовыгодное сотрудничество;
Мероприятие | МБОУ «СОШ № 11» | Региональный центр финансовой грамотности Иркутской области
ГАО ДПО ИРО |
Семинары, мастер-классы, вебинары для педагогов | Предоставление материально-технической базы. Предоставление лекторов. Организационное обеспечение. | Научно-методическое обеспечение. Предоставление лекторов и материалов. |
Интеллектуальные игры для обучающихся | Предоставление материально-технической базы. Организационное обеспечение на уровне муниципалитета и школы. Разработка плана и организационных материалов. Проведение мероприятия. | Предоставление материалов круглого стола, разработка викторины. Работа членов жюри. Предоставление лекторов. |
Подготовка отчета о деятельности проекта. | Подготовка отчета и статьи. |
- Планируемые результаты, «продукты» в конце учебного года.
- Разработка Положений и сценариев проведенных мероприятий и организационных материалов.
- Методические и исследовательские материалы для педагогов по проблеме «Функциональная грамотность».
- Корректировка рабочих программ по формированию финансовой грамотности в рамках профильного и предпрофильного обучения.
- Подготовка отчета о деятельности проекта.
- Подготовка статьи я для сборника.
План образовательных событий муниципального проекта на муниципальном уровне на 2022-2023 учебный год:
№ | Срок проведения (месяц) | Организационная форма проведения и название муниципального мероприятия | Участники
|
Место проведения |
1. | август | Презентация проекта на августовской конференции педагогов | Административные работники, педагоги школ | МБОУ «СОШ №11» |
2. | ноябрь | Интеллектуальная игра по читательской грамотности «Сила в книге» | Учащиеся 5-6 классов | МБОУ «СОШ №11» |
3. | декабрь | Профессиональный конкурс для педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал -практик» | Учителя АГО | МБОУ СОШ№11 |
4. | март | Интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-10 классов | Учащиеся 8-10 классов | МБОУ СОШ№11 |
5. | апрель | Интеллектуальная игра по функциональной грамотности «Наша практичная семья» | Родители, школьники 5-11 классов | МБОУ СОШ№11 |
6. | Май
июнь |
Подготовка отчета о деятельности проекта.
Статья для сборника. |
до 22 июня | МБОУ СОШ№11 |
Инновационный проект «Школа-территория для всех!»
«Школа – территория для всех!» — открытая педагогическая площадка по реализации инклюзивного образования. Инклюзивное образование – (от франц.inclusif – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.
Основа нашей деятельности строится на взаимообогащающих друг друга научных подходах: системном, антропологическом, личностно- ориентированном, деятельностном. Применение системного подхода дает возможность многопланового понимания происходящих процессов в условиях внедрения инклюзии, выявления и обоснования связей, механизмов деятельности субсистем, находящихся в развитии, а также осмысления условий педагогической компенсации рисков и противоречий, безусловно возникающих при внедрении инновационных процессов в образовательную систему. Данный подход находит свое отражение в проведение практикумов-семинаров для педагогов. Антропологический, личностно-ориентированный подходы предполагают ориентированность процесса развития на духовные силы ребенка, веру в его возможности Социальный эффект инклюзивного образования начинается с детской активности в процессе участия в конкурсах различной направленности, которые позволяют ребенку быть здесь- и- сейчас таким, какой он есть. Участие в конкурсах – это путь принятия себя не через призму ущербности, а доверия к себе, к своему внутреннему миру.
Работа муниципальной открытой педагогической площадки началась в 2016 году на базе МБОУ «СОШ №11» и толчком к этой деятельности послужила педагогика сотрудничества, как гуманистическое направление педагогики, как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Образование является основным правом человека, и оно создаёт основу для более справедливого общества.
Основные мероприятия
Основными нашими мероприятиями являются: проведение практических семинаров-практикумов (три в учебный год) для педагогов муниципалитета в результате которых образовательные учреждения муниципалитета имеют представление о функционирующей модели инклюзивного образования в школе (с дополнениями и изменениями), которая может стать базой для успешного обучения обучающихся с ОВЗ как в пределах организации заявителя, так и в других образовательных организациях Ангарского городского округа.
Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов: проведение муниципального конкурса рисунков «Раскрасим мир радугой». В конкурсе принимают участие дети возрастной категории от 7 до 16 лет.
Для поддержки деятельности обучающихся с ОВЗ, которая ориентирована на высокий уровень социализации в современном обществе и приобретение практического опыта участия в коммуникативных проектах по социализации личности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводится познавательный марафон «Я все смогу!», который на протяжении уже 3-ех лет стал традиционным. Марафон представляет собой движение команд участниц по станциям: «Спортивная», «Кинезиологическая», «Развивай-ка», «Речевая», «Творческая».
Огромным успехом пользуется проведение творческой мастерской. Творческая мастерская- это объединение педагогов, детей с ОВЗ, детей –инвалидов и их родителей в сфере прикладной и художественной деятельности, участники которой в результате совместной творческой деятельности знакомятся с историей родного края и создают проект по теме.
Еще одним новшеством является проведение на протяжении уже двух лет дистанционной квест-игры «В стране загадок» для обучающихся с ЗПР и ЛУО. На будущее разработано положение о проведение тренингов для подростков с ОВЗ «Шаг навстречу», которое планируется уже провести в 2022-2023 учебном году.
Программа площадки рассчитана на один год. Мероприятия для детей с ОВЗ, детей-инвалидов остаются неизменными, имеют лишь дополнения в расширении контингента участников и содержания мероприятия.
Результаты работы площадки на последние три года:
№ | Показатели | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год |
1 | Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях по проекту (не только из своего учреждения) | В конкурсе рисунке приняло участие 38 детей и 15 педагогов из 13 общеобразовательных учреждений города. .В познавательном марафоне приняли участие – 28 детей, 14 педагогов и 8 родителей. В творческой мастерской – 7 детей, 5 педагогов и 4 родителя. | В конкурсе рисунке приняло участие 76 детей и 32 педагога из 16 общеобразовательных учреждений города. В познавательном марафоне приняли участие – 32 ребенка, 11 родителей и 16 педагогов. В творческой мастерской приняли участие 12 детей, 8 педагогов и 10 родителей. В квест-игре-приняло участие 24 ребенка из 7 общеобразовательных учреждений города | В конкурсе рисунков приняло участие 107 обучающихся из 17 общеобразовательных учреждений города. 32 педагога общеобразовательных школ АГО подготовили участников для мероприятий. В творческой мастерской приняли участие 14 детей, 9 педагогов и 11 родителей. В квест-игре приняло участие 38 обучающихся с ОВЗ из 9 общеобразовательных учреждений. |
2 | Количество педагогов, прошедших повышение квалификации на базе проекта или принявших участие в мероприятиях для педагогов | Педагоги СОШ №10 и педагоги СОШ №14 в рамках курса повышения квалификации «Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» в части учебного модуля: «Организация учебного процесса для обучающихся с ОВЗ: формы, методы, приемы, технологии» в количестве 8 часов. Общее количество педагогов – около 60 (по 30 слушателей от каждой школы)
В семинарах-практикумах приняли участие из 9 школ города в общем количестве – 29 педагогов. |
Все три семинара-практикума посещали педагоги с 20 образовательных учреждений города в количестве 52 человек. | В августовском семинаре присутствовало 38 педагогов.
Последующие семинары посетило 75 педагогов школ АГО. Во всероссийской видеоконференции «Взаимообучение городов» приняло участие 94 педагога с различных уголков России. |
3 | Количество ОУ, вовлеченных в деятельность проекта | В этом году продолжают принимать участие в рамках реализации плана площадки: педагог-психолог МБОУ «СОШ №5» и педагог-психолог МБОУ «СОШ №9». Данные педагоги входят в организационный комитет марафона и являются экспертами. | В этом году к подготовке и проведению семинаров-практикумов были привлечены заместители директора по УВР СОШ №6, СОШ №20, СОШ №3. | Продолжается сотрудничество с со специалистами и педагогами в проведении семинаров-практикумов МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №20». |
План-сетка мероприятий площадки
№ | Срок проведения (месяц) | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА проведения и тема муниципального мероприятия | Участники
(для обучающихся каких классов или команд) или для педагогов, руководящих работников |
1 | Октябрь | Конкурс рисунков «Раскрасим мир радугой» (ежегодно темы рисунков меняются) | Обучающиеся с ОВЗ (7-16 лет) |
2 | Декабрь | Дистанционная квест- игра «В стране загадок» | Обучающиеся с ОВЗ (задержка психического развития и легкая умственная отсталость) (9-12 лет) |
3 | Январь | Познавательный марафон для детей с ОВЗ «Я все смогу!» | Обучающиеся с ОВЗ (задержка психического развития) (9-12 лет) |
4 | Март | Творческая мастерская для педагогов, детей-инвалидов и их родителей | Дети-инвалиды (7-16 лет), их родители, педагоги инклюзивного образования |
5 | Апрель | Психологический тренинг «Шаг навстречу» | Обучающиеся с ОВЗ 5-9 классов |
6 | 1 раз в три месяца | Семинары – практикумы для педагогов муниципалитета по актуальным темам. (предварительно до 15 сентября проводится анкетирование педагогов по актуальным вопроса, возникающим в ходе процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов). | Педагоги инклюзивного образования |
Обзор интернет- ресурсов по теме «Основы инклюзивного образования»
1.Институт коррекционной педагогики РАО – http://институт-коррекционной-педагогики.рф/.
- Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» – http://edu-open.ru/
- http://www.inclusive-edu.ru/— сайт Института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета
- http://obrazovanie.perspektiva– сайт «Образование и инвалиды» РООИ «Перспектива»
- http://www.firo.ru – сайт Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО)
6.http://www.deti.rian.ru/education/20110701/200142984.html иhttp://www.deti.rian.ru/education/20110701/200142984.html — материалы по состоянию и перспективам инклюзивного
7.http://www.osobyirebenok.ru/soprovojd.php — сайт современные образовательные технологии: сопровождение инклюзивного образования
8.http://www.valeocentre.ru – сайт ЦПМСС «Валеоцентр», страница «Инклюзивное образование»
- http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/inclusiverussia/88— новая брошюра института Инклюзивного образования, «РООИ «Перспектива», ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование в России, в которой представлен пакет информационных материалов, организационно-методических рекомендаций, примеров передовой практики для руководителей и специалистов
- http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/mitchell_print/1— главы из книги Дэвида Митчела «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования»: Как организовать совместное обучение, чтобы инклюзия действительно работала? Как создать адаптивную среду? Какие использовать вспомогательные средства и технологии? Какова роль психолога в сопровождении инклюзивного процесса? – для руководителей, учителей, специалистов сопровождения.
- https://alt.izh.one/content/inkljuzivnoe_obrazovanie.html- ИМЦ «Альернатива»
- http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/1_posobie0/1— пособие по проведению занятий со школьниками по теме «Разные возможности – равные права» (разработчик РООИ «Перспектива»)