Home » Инновационная деятельность » Функциональная грамотность

Полезные сайты

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания.

Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В современных условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику. Учителя имеют слабые представления о международных исследованиях достижений школьников.

Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки проводят изучение качества образования школьников. Школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование. Проводится под эгидой организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный Институт Оценки Качества Образования». Проводится один раз в три года.

В последнем приняли участие школьники из 79 стран.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность,

PISA-2015 – решение проблем,

PISA-2018 – глобальные компетенции.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и  оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Школьники выполняют задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 минут дается  на инструктаж и заполнение анкеты.

Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их.

Проверяют задания школьников эксперты федерального и международного уровней.

Общероссийская оценка по модели PISA-2021, региональная оценка по модели PISA-2021

Документы

Полезные ссылки

Ресурсный центр  «Функциональная грамотность школьника»:

Цель: реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников, оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления развития современного образования «Функциональная грамотность»

Задачи:

  • Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
  • Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
  • Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
  • Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска

Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.

Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.

Ориентация педагогов на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.

Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

План мероприятии, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году

 

Срок проведения Организационная форма проведения и название муниципального мероприятия Ответственные за проведение

 

1. август Разработка учебного плана и плана  внеурочной деятельности, включение курсов направленных на формирование Сергеева А.М.

Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР

2. сентябрь 2022 Разработка и утверждение плана на основе муниципального и регионального плана мероприятий, по формированию функциональной грамотности Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР
3. сентябрь 2022 Создание творческих групп учителей, обеспечивающих финансовую, естественно­научную, математическую грамотность и читательскую грамотность. Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР
4.         август-сентябрь 2022 Участие в региональном конкурсе Опорных площадок Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР, учителя информатики

Карелина Л.Г. учитель географии

5.         в течение года Участие учащихся 5-9 классов в онлайн-уроках Финансовой грамотности Банка России. Карелина Л.Г. –учитель географии
6. Сентябрь, 2022-апрель 2023 Участие в мероприятиях муниципального ресурсного центра «Функциональная грамотность школьника» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

 

7. Ноябрь, 2022 Школьный конкурс по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов Костякова А.А., руководитель МО гуманитарного цикла,

Панкова Н.С, педагог-библиотекарь

8. Ноябрь, 2022 Участие в муниципальном конкурсе по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Панкова Н.С, педагог-библиотекарь

9. Ноябрь, 2022 Презентация работы творческих групп учителей, обеспечивающих финансовую, естественно­научную, математическую грамотность и читательскую грамотность. Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР

Руководители творческих групп

10. ноябрь 2022 Школьный этап муниципального конкурса для педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал-практик». Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР, учителя информатики

Карелина Л.Г. учитель географии

11. Декабрь,

2022

Организация муниципального конкурса педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал-практик». Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР, учителя информатики

Карелина Л.Г. учитель географии

12.        Школьный этап муниципальной интеллектуальной игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР, учителя информатики.

творческая группа

13.      март 2023 Муниципальная интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» Губкина Т.П.

Когер Н.В.

заместители директора по УВР, учителя информатики

творческая группа

14. март 2023 Муниципальная интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Карелина Л.Г., преподаватель финансовой грамотности

преподаватели БГУ

15.      По графику Диагностика по аналогу PISA для обучающихся школы Губкина Т.П., Когер Н.В., зам. директора по УВР

 

16. апрель Школьный этап муниципальной игры по естественно-научной и математической грамотности «Мама, папа и я – практичная семья» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

творческая группа

17. апрель Муниципальная игра по естественно-научной и математической грамотности «Мама, папа и я – практичная семья» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

творческая группа

18. Май, июнь Подготовка отчета о деятельности проекта.

Статья для сборника.

Губкина Т.П., зам. директора по УВР

 

 

 

 

Опрос посетителей

Оцените качество образовательных услуг МБОУ "СОШ №11"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение и пожелания по улучшению качества образовательных услуг Вы можете написать в гостевой книге

Доска объявлений