Home » Инновационная деятельность » Функциональная грамотность

Полезные сайты

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания.

Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В современных условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику. Учителя имеют слабые представления о международных исследованиях достижений школьников.

Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки проводят изучение качества образования школьников. Школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование. Проводится под эгидой организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный Институт Оценки Качества Образования». Проводится один раз в три года.

В последнем приняли участие школьники из 79 стран.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность,

PISA-2015 – решение проблем,

PISA-2018 – глобальные компетенции.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и  оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Школьники выполняют задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 минут дается  на инструктаж и заполнение анкеты.

Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их.

Проверяют задания школьников эксперты федерального и международного уровней.

Общероссийская оценка по модели PISA-2021, региональная оценка по модели PISA-2021

Документы

Полезные ссылки

Ресурсный центр  «Функциональная грамотность школьника»:

Цель: реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников, оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления развития современного образования «Функциональная грамотность»

Задачи:

  • Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
  • Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
  • Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
  • Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска

Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.

Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.

Ориентация педагогов на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.

Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

План образовательных событий муниципального проекта на муниципальном уровне на 2021-2022 учебный год:

Аналитическая справка.

  1. Актуальность и обоснование выхода на статус (цели, задачи).

Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников ( п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства ( приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В современных  условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику.

Цель ресурсного центра  «Функциональная грамотность школьника»:

— реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников,  оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления  развития современного образования «Функциональная грамотность»

Задачи:

  • Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
  • Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
  • Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
  • Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска
  1. Описание сути и содержание деятельности проекта по выбранному направлению.

Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.

Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.

  1. Изменения, на которые направлен проект.

Ориентация педагогов  на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA, в котором оценивается именно уровень компетентности.

Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

  1. Участники (наименование учебных учреждений, на базе которых планируется деятельность площадки, ФИО руководителя учреждения и ответственных за работу площадки в каждом учреждении);

МБОУ «СОШ №11» город Ангарск

Губкина Татьяна Петровна, учитель информатики, заместитель директора по УВР

Когер Наталья Валерьевна, учитель информатики, заместитель директора по УВР

Карелина Лариса Геннадьевна, учитель географии МБОУ «СОШ №11»

Региональный центр  финансовой грамотности Иркутской области

Кулижская Жанна Сергеевна, к.э.н, доцент Байкальского государственного университета, директор Регионального центра финансовой грамотности Иркутской области

ГАУ ДПО ИРО

Бушина Наталья Александровна, заведующий кафедрой экономики и управления ГАУ ДПО ИРО, Ресурсы, которыми располагают учреждения для решения актуальной проблемы.

Школа оборудована компьютерным оборудованием:

Название оборудования Количество
Компьютер — всего 310
Из них  
Ноутбук 131
Планшетные компьютеры 13
Имеющие доступ в Интернет 310
Мультимедийные проекторы 61
Интерактивные доски 61
Принтеры 38
Сканеры 1
МФУ 31
Лингафонные кабинеты 2

Сведения о педагогических работниках

Учебный год 2022
Общее число учителей 65
в т.ч. молодых специалистов 2
в т.ч. учителей совместителей 0
учителей, находящихся в декретном отпуске 3
Образование  
имеют высшее образование 43
имеют средне специальное образование 22
Категорийный состав  
имеют высшую категорию 10
имеют первую категорию 20
Аттестованы на соответствие занимаемой должности 28
всего педагогов, имеющих категорию 30
Данные о курсовой подготовке: прошедшие курсы повышения квалификации 38
течение последних трех лет 62
  1. Схема партнерского взаимодействия с описанием вклада каждого учреждения во взаимовыгодное сотрудничество;
Мероприятие МБОУ «СОШ № 11» Региональный центр  финансовой грамотности Иркутской области

ГАО ДПО ИРО

Семинары, мастер-классы, вебинары для педагогов Предоставление материально-технической базы. Предоставление лекторов. Организационное обеспечение. Научно-методическое обеспечение. Предоставление лекторов и материалов.
Интеллектуальные игры для обучающихся Предоставление материально-технической базы. Организационное обеспечение на уровне муниципалитета и школы. Разработка плана и организационных материалов. Проведение мероприятия. Предоставление материалов круглого стола, разработка викторины. Работа членов жюри. Предоставление лекторов.
Подготовка отчета о деятельности проекта. Подготовка отчета и статьи.  
  1. Планируемые результаты, «продукты» в конце учебного года.
  2. Разработка Положений и сценариев проведенных мероприятий и организационных материалов.
  3. Методические и исследовательские материалы для педагогов по проблеме «Функциональная грамотность».
  4. Корректировка рабочих программ по формированию финансовой грамотности в рамках профильного и предпрофильного обучения.
  5. Подготовка отчета о деятельности проекта.
  6. Подготовка статьи я для сборника.

План образовательных событий муниципального проекта на муниципальном уровне на 2022-2023 учебный год:

Срок проведения (месяц) Организационная форма проведения и название муниципального мероприятия Участники

 

Место проведения
1. август Презентация проекта на августовской конференции педагогов Административные работники, педагоги школ МБОУ «СОШ №11»
2. ноябрь Интеллектуальная игра по читательской грамотности «Сила в книге» Учащиеся 5-6 классов МБОУ «СОШ №11»
3. декабрь Профессиональный конкурс для педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал -практик» Учителя АГО МБОУ СОШ№11
4. март Интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-10 классов Учащиеся 8-10 классов МБОУ СОШ№11
5. апрель Интеллектуальная игра по функциональной грамотности «Наша практичная семья» Родители, школьники 5-11 классов МБОУ СОШ№11
6. Май

июнь

Подготовка отчета о деятельности проекта.

Статья для сборника.

до 22 июня МБОУ СОШ№11

 

Губкина Т.П., учитель информатики

 

 

 

 

Опрос посетителей

Оцените качество образовательных услуг МБОУ "СОШ №11"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение и пожелания по улучшению качества образовательных услуг Вы можете написать в гостевой книге