Home » Инновационная деятельность » Функциональная грамотность

Полезные сайты

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания.

Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В современных условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику. Учителя имеют слабые представления о международных исследованиях достижений школьников.

Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки проводят изучение качества образования школьников. Школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование. Проводится под эгидой организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный Институт Оценки Качества Образования». Проводится один раз в три года.

В последнем приняли участие школьники из 79 стран.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность,

PISA-2015 – решение проблем,

PISA-2018 – глобальные компетенции.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и  оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Школьники выполняют задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 минут дается  на инструктаж и заполнение анкеты.

Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их.

Проверяют задания школьников эксперты федерального и международного уровней.

Общероссийская оценка по модели PISA-2021, региональная оценка по модели PISA-2021

Документы

Полезные ссылки

Цель ресурсного центра «Функциональная грамотность школьника»:

— реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников, оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления развития современного образования «Функциональная грамотность»

Задачи:

  • Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
  • Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
  • Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
  • Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска

Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.

Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.

Ориентация педагогов на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.

Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.

План образовательных событий муниципального проекта на муниципальном уровне на 2021-2022 учебный год:

Срок проведения Организационная форма проведения и название муниципального мероприятия Ответственные за проведение

 

1 август Презентация проекта на августовской конференции педагогов Административные работники, педагоги школ
2 ноябрь Школьный конкурс по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Костякова А.А., руководитель МО гуманитарного цикла,

Панкова Н.С, педагог-библиотекарь

3 ноябрь Муниципальный конкурс по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Костякова А.А., руководитель МО гуманитарного цикла,

Панкова Н.С, педагог-библиотекарь

3 Декабрь Семинар для педагогов «Функциональная грамотность школьника. Использование  ресурсов урока для формирования функциональной грамотности» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

 

4 Декабрь Уроки по финансовой грамотности для педагогов города Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Карелина Л.Г., преподаватель финансовой грамотности

Кулижская Ж.С., преподаватель БГУ

5 Январь Уроки по финансовой грамотности для школьников города Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Карелина Л.Г., преподаватель финансовой грамотности

Кулижская Ж.С., преподаватель БГУ

6 Февраль Муниципальная интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

Карелина Л.Г., преподаватель финансовой грамотности

преподаватели БГУ

7 По графику Диагностика по аналогу PISA для обучающихся школы Губкина Т.П., Когер Н.В., зам. директора по УВР

 

8 Март Муниципальная игра по естественно-научной и математической грамотности «Мама, папа и я – практичная семья» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

учителя математики и предметов естественнонаучного цикла

9 Апрель Муниципальный круглый стол и викторина  для педагогов «Формирование функциональной грамотности» Губкина Т.П., зам. директора по УВР

 

10 Май, июнь Подготовка отчета о деятельности проекта.

Статья для сборника.

Губкина Т.П., зам. директора по УВР

 

 

 

 

Опрос посетителей

Оцените качество образовательных услуг МБОУ "СОШ №11"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Ваше мнение и пожелания по улучшению качества образовательных услуг Вы можете написать в гостевой книге