В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания.
Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В современных условиях обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системного характера. Педагоги не владеют информацией о содержании функциональной грамотности и требованиях к школьнику. Учителя имеют слабые представления о международных исследованиях достижений школьников.
Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки проводят изучение качества образования школьников. Школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование. Проводится под эгидой организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный Институт Оценки Качества Образования». Проводится один раз в три года.
В последнем приняли участие школьники из 79 стран.
В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:
PISA-2012 – финансовая грамотность,
PISA-2015 – решение проблем,
PISA-2018 – глобальные компетенции.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Школьники выполняют задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 минут дается на инструктаж и заполнение анкеты.
Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их.
Проверяют задания школьников эксперты федерального и международного уровней.
Общероссийская оценка по модели PISA-2021, региональная оценка по модели PISA-2021
Документы
- Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, РОЛИ УЧАСТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
Полезные ссылки
- банк заданий Института Стратегии Развития Образования
- Федеральный институт оценки качества образования
- Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
- Проведение исследования PISA-2018 в России
- Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
- Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
- Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
- Московский государственный областной университет
Ресурсный центр «Функциональная грамотность школьника»:
Цель: реализации на муниципальном уровне направления «Функциональная грамотность школьника» для обучающихся и педагогических работников, оказании методической помощи образовательным учреждениям города Ангарска в сопровождении актуального направления развития современного образования «Функциональная грамотность»
Задачи:
- Формирование внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
- Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
- Формирование компетентностей школьников через проведение интеллектуальных игр по основным направлениям функциональной грамотности
- Диагностика ключевых компетентностей школьников по аналогу теста PISA города Ангарска
Деятельность проекта с педагогическими работниками: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности. В ходе обучающих семинаров и мастер-классов с педагогами: рассмотреть пути формирования функциональной грамотность, обобщить предлагаемый опыт, наметить перспективы в данной теме.
Деятельность проекта со школьниками: проведение диагностики на определение уровня функциональной грамотности школьников выбранной группы, проведение интеллектуальных игр на формирование финансовой грамотности, читательской грамотности и др.
Ориентация педагогов на результат, позволяющий оценивать компетентность школьника, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.
Мотивация педагогов к успешному обучению школьников, с акцентом на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия.
План мероприятии, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году
№ | Срок проведения | Организационная форма проведения и название муниципального мероприятия | Ответственные за проведение
|
1. | август | Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности, включение курсов направленных на формирование | Сергеева А.М.
Губкина Т.П. Когер Н.В. заместители директора по УВР |
2. | сентябрь 2022 | Разработка и утверждение плана на основе муниципального и регионального плана мероприятий, по формированию функциональной грамотности | Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР |
3. | сентябрь 2022 | Создание творческих групп учителей, обеспечивающих финансовую, естественнонаучную, математическую грамотность и читательскую грамотность. | Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР |
4. | август-сентябрь 2022 | Участие в региональном конкурсе Опорных площадок | Губкина Т.П.
Когер Н.В. заместители директора по УВР, учителя информатики Карелина Л.Г. учитель географии |
5. | в течение года | Участие учащихся 5-9 классов в онлайн-уроках Финансовой грамотности Банка России. | Карелина Л.Г. –учитель географии |
6. | Сентябрь, 2022-апрель 2023 | Участие в мероприятиях муниципального ресурсного центра «Функциональная грамотность школьника» | Губкина Т.П., зам. директора по УВР
|
7. | Ноябрь, 2022 | Школьный конкурс по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов | Костякова А.А., руководитель МО гуманитарного цикла,
Панкова Н.С, педагог-библиотекарь |
8. | Ноябрь, 2022 | Участие в муниципальном конкурсе по читательской грамотности «Сила в книге» для обучающихся 5-8 классов | Губкина Т.П., зам. директора по УВР
Панкова Н.С, педагог-библиотекарь |
9. | Ноябрь, 2022 | Презентация работы творческих групп учителей, обеспечивающих финансовую, естественнонаучную, математическую грамотность и читательскую грамотность. | Губкина Т.П., учитель информатики, зам. директора по УВР
Руководители творческих групп |
10. | ноябрь 2022 | Школьный этап муниципального конкурса для педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал-практик». | Губкина Т.П.
Когер Н.В. заместители директора по УВР, учителя информатики Карелина Л.Г. учитель географии |
11. | Декабрь,
2022 |
Организация муниципального конкурса педагогических работников по функциональной грамотности «Компетенции будущего: Профессионал-практик». | Губкина Т.П.
Когер Н.В. заместители директора по УВР, учителя информатики Карелина Л.Г. учитель географии |
12. | Школьный этап муниципальной интеллектуальной игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» | Губкина Т.П.
Когер Н.В. заместители директора по УВР, учителя информатики. творческая группа |
|
13. | март 2023 | Муниципальная интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» | Губкина Т.П.
Когер Н.В. заместители директора по УВР, учителя информатики творческая группа |
14. | март 2023 | Муниципальная интеллектуальная игра по финансовой грамотности для учащихся 8-11 классов «Заработай за 60 секунд» | Губкина Т.П., зам. директора по УВР
Карелина Л.Г., преподаватель финансовой грамотности преподаватели БГУ |
15. | По графику | Диагностика по аналогу PISA для обучающихся школы | Губкина Т.П., Когер Н.В., зам. директора по УВР
|
16. | апрель | Школьный этап муниципальной игры по естественно-научной и математической грамотности «Мама, папа и я – практичная семья» | Губкина Т.П., зам. директора по УВР
творческая группа |
17. | апрель | Муниципальная игра по естественно-научной и математической грамотности «Мама, папа и я – практичная семья» | Губкина Т.П., зам. директора по УВР
творческая группа |
18. | Май, июнь | Подготовка отчета о деятельности проекта.
Статья для сборника. |
Губкина Т.П., зам. директора по УВР
|