Полезные сайты

ППК МБОУ “СОШ №11”

Во исполнение пункта 12 плана мероприятий по созданию специальных
условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с
инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации
О.Ю. Васильевой, в силу вступило Распоряжение Министерства просвещения РФ
от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации".
В МБОУ «СОШ №11» с сентября 2019 года действует новое «Положение
о психолого-педагогическом консилиуме Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №11»».
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм
взаимодействия руководящих и педагогических работников Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной
школы №11», осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания
оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации,
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются:
 выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей
в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для
последующего принятия решений об организации психолого-
педагогического сопровождения;
 разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
 консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
 контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Также задачами консилиума являются:
– изменение при необходимости компонентов индивидуальной программы
сопровождения, коррекция необходимых специальных образовательных условий
(СОУ) в соответствии с образовательными достижениями и особенностями
психического развития ребенка с ОВЗ;
– подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных
компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности
специалистов консилиума;
– консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим
коллективом организации в отношении особенностей психического развития и

образования ребенка с ОВЗ, характером его социальной адаптации в
образовательной среде;
– организационно-методическая поддержка педагогического состава организации
в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
Принципы работы консилиума таковы:
 приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист
системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную
ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
 непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения
прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или
подход к решению очевиден.
 мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения:
обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных
в единую организационную модель, владеющих единой системой методов.
Интеграция в работе специалистов консилиума предполагает, что, находясь в
системе образования, воспитанники с ОВЗ должны в полной мере овладеть
образовательной программой. Участвуя в сопровождении ребенка, каждый из
специалистов хотя и в разной степени, но в полной ответственности за усвоение
ребенком объема программы обучения. Для успешного решения этих задач
выработаны следующие направления деятельности консилиума:
 диагностический блок включает: обследование по запросу специалистов,
воспитателей, родителей (законных представителей); диагностику,
динамическое наблюдение;
 блок анализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики,
выбор способа организации коррекционно-развивающего процесса,
планирование работы, статистический учет.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение коррекционно-
развивающих занятий с воспитанниками: с педагогом-психологом – по развитию
психических процессов, с учителем – дефектологом – по развитию
познавательных процессов, с учителем-логопедом – по совершенствованию
различных сторон речи, с музыкальным руководителем – по развитию темпа и
ритма, с учителем по физической культуре – по развитию общей моторики
Блок профилактической и консультативной работы включает углублённые
диагностические обследования, консультации для педагогов и родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Блок контроля включает предоставление информации о работе ППк на
педагогических советах, подведение итогов за учебный год.

В соответствии с планом работы на учебный год проводятся плановые ППк
,но по запросам участников образовательного процесса могут проводиться и
внеплановые.
Цель плановых заседаний:
– оценка динамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу
специалистов, корректировка формы, режима обучения и назначение новых
обследований.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих
коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей
(законных представителей) обучающихся ОУ. Поводом для внепланового ППк
является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения
ранее проводимой коррекционной работы.
Алгоритм работы ППк включает следующие направления работы:
 выявление проблемы у ребёнка;
 беседа с педагогами, родителями (законными представителями);
 диагностика;
 заседание консилиума, выработка индивидуальной программы
сопровождения ребёнка;
 реализация намеченной программы, при необходимости внесение
изменений в индивидуальную программу развития воспитанника.
Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации специальных
образовательных условий для детей с ОВЗ содержит ряд принципиальных этапов.
После периода адаптации детей, поступивших в образовательную
организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления
детей, нуждающихся в организации для них СОУ, коррекционной программе
сопровождения и/или обучения по адаптированной образовательной программе в
соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК. Завершением данного
этапа являются рекомендации педагогам и родителям, дети которых, по мнению
специалистов, нуждаются в организации СОУ и обучении по адаптированной
образовательной программе, включая индивидуальную программу
сопровождения. Целью данного этапа является уточнения необходимости
создания для воспитанников СОУ, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических подходов, определение формы
получения образования, образовательной программы, которую ребенок может
освоить, форм и методов психолого -педагогической помощи.
В ситуации прохождения ребенком территориальной ПМПК и получением
образовательной организации его заключения о психофизических особенностях
ребенка, его статусе как «ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями

каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование
ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию
СОУ.
По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное
заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь
комплекс специальных образовательных условий обучения и воспитания ребенка
с ОВЗ в соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК. При
необходимости вносятся поправки в индивидуальный коррекционный
образовательный маршрут.
Итогом консилиумной сессии является заключение консилиума, в котором
конкретизируются пакет СОУ и индивидуальная программа сопровождения
ребенка (в рамках реализации адаптированной образовательной программы) на
определенный период.
В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, разработана и
реализовывается АООП проводится консилиумная сессия, основной задачей
которой, является оценка эффективности деятельности специалистов
сопровождения, в рамках реализации пакета СОУ, включая оценку
эффективности реализации АОП.
Итогом заключительного этапа реализации СОУ в рамках психолого-
педагогического сопровождения является заключение, в котором обосновывается
необходимость продолжения процесса обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по
данной АООП, либо необходима корректировка коррекционной программы, всех
компонентов деятельности специалистов по реализации СОУ. Таким образом,
определяется следующий период сопровождения образования ребенка в данной
образовательной организации. Следует отметить, что заключение консилиума
носит для родителей рекомендательный характер.
Без тесного и эффективного контакта, постоянного взаимодействия педагогов
образовательной организации со специалистами школьного консилиума,
эффективная реабилитация невозможна. Только чёткая и слаженная работа всего
педагогического коллектива способствует своевременному выявлению проблем и
оказанию помощи воспитанникам с ОВЗ.