В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ №11»».
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями следующим образом:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона).
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС и ФАОП.
Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается территориальное ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Методические рекомендации об обучении на дому
Методические материалы по созданию условий здоровьесбережения детей с ОВЗ
Рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
Информация
— о специально оборудованных учебных кабинетах- в учебных помещениях предусмотрены места для учащихся с недостатками зрения, дефектами слуха и для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
— об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –в помещениях для проведения практических занятий предусмотрены места для учащихся с недостатками зрения, дефектами слуха и для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
— о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – в читальном зале библиотеки 5% читальных мест оборудованы с учетом доступа учащихся инвалидов, включая учащихся с недостатками зрения, для которых рабочее место предусмотрено с дополнительным освещением по периметру.
— об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – при спортивном зале предусмотрены специализированные раздевалки (с душевыми) для МГН, площадью 12,7кв.м и 13,1кв.м, имеется свободное пространство диаметром 1,4м для разворота кресла-коляски, установлены откидные опорные поручни, штанги, откидные сидения, двери открываются наружу.
— о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – оборудованы кабинет логопеда, сенсорная комната .
— об обеспечении беспрепятственного доступа в здания общеобразовательной организации:
- ширина пешеходных дорожек не менее2,0м, продольный уклон пешеходной зоны не превышает 50%0, пандусов -100%0.
- по периметру здания имеются 8 пандусов. Вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц имеются ограждения с поручнями.
- Площадки при входах, доступных для МГН, находятся под вышерасположенным перекрытием этажа, что в свою очередь защищает их от наружных осадков.
- доступ МГН обеспечен на все эксплуатируемые этажи здания. Для беспрепятственного передвижения инвалидов в здании по этажам полы выполнены без перепадов высот, в помещениях установлены двери без порога.
- установлен лифт для перевозки МГН, размер кабины лифта 2000х1500мм, проем 1300мм, высота двери 2100мм, грузоподъемностью 1350кг.
- на 2-м и 3-м этажах расположены 14 зон безопасности, выполненные в виде открытых незадымляемых балконов, шириной не менее 1,5м, предназначенных для спасения МГН. Каждая зона безопасности для МГН оснащена селекторной связью с реализацией двунаправленных каналов связи с помещением охраны.
- в зрительном зале на 2-м этаже здания предусмотрены места для МГН. Доступ на сцену для МГН предусмотрен при помощи подъемника (подъемник вертикальный грузоподъемность 250кг).
- на всех этажах предусмотрены по 2туалета адаптированных для МГН. В туалетах рядом с унитазом запроектировано пространство не менее 0,75м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.Установлены откидные опорные поручни, штанги, откидные сидения, двери открываются наружу.
- для учащихся инвалидов с нарушением слуха предусмотрена установка светового сигнала школьного звонка.
— о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – нет
— о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 No 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обучающихся МБОУ «СОШ № 11» с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети инвалиды обеспечены ежедневным бесплатным двухразовым питанием.
Площадь в обеденном зале предназначена для обслуживания детей с ОВЗ и детей-инвалидов: отведено не менее 5% мест от общего количества обучающихся, не менее одного для инвалида-колясочника и инвалида по зрению.
Расстановка столов, инвентаря и оборудования в обеденном зале обеспечиват беспрепятственное движение инвалидов. При этом, ширина прохода не менее 0.9 м. Для обеспечения свободного огибания при проезде кресла-коляски ширину прохода можно увеличивать до 1.1 м.
Создание условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №11»
Численность обучающихся, занимающихся в логопедическом пункте/кабинете | 24 | чел. | |
Численность обучающихся с I группой здоровья | 76 | чел. | |
Численность обучающихся с II группой здоровья | 396 | чел. | |
Численность обучающихся с III группой здоровья | 35 | чел. | |
Численность обучающихся с IV группой здоровья | 4 | чел. | |
Численность обучающихся с V группой здоровья | 0 | чел. | |
В хотя бы в одном здании организации обеспечена безбарьерная среда | 0 | (да-1, нет-0) |
Приспособленных для лиц с ОВЗ:
Учебные помещения
НОМЕР КАБИНЕТА | НАЗВАНИЕ КАБИНЕТА |
---|---|
1 | Спортивный зал |
2 | Кабинет информатики |
3 | Кабинет русского языка и литературы |
4 | Кабинет русского языка и литературы |
5 | Библиотека |
6 | Кабинет биологии |
7 | Кабинет общественных наук |
8 | Кабинет математики |
9 | Кабинет математики |
10 | Кабинет химии и физики |
11 | Кабинет иностранного языка |
13 | Кабинет иностранного языка |
14 | Кабинет русского языка и литературы |
101 | Кабинет начальных классов |
201 | Кабинет начальных классов |
202 | Кабинет начальных классов |
203 | Кабиент начальных классов |
1 группа | младшая |
2 группа | младшая |
3 группа | средняя |
4 группа | средняя |
5 группа | старшая |
6 группа | старшая |
7 группа | подготовительная |
8 группа | подготовительная |
Информационные сети и системы
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА | |||
Количество кабинетов, стационарно оборудованных АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя с выходом в Интернет | 15 | ед. | |
Количество кабинетов, стационарно оборудованных АРМ учителя с мультимедийным проектором | 5 | ед. | |
Количество кабинетов, стационарно оборудованных АРМ учителя с интерактивной доской | 2 | ед. | |
Количество кабинетов, стационарно оборудованных АРМ учителя с выходом в Интернет, мультимедийным проектором, интерактивной доской | 2 | ед. | |
В организации имеется собственный компьютерный класс | 1 | (да-1, нет-0) | |
В организации имеется компьютерный класс на условиях договора пользования | 0 | (да-1, нет-0) | |
Количество компьютерных классов в вашей организации (с учетом филиалов) | 2 | каб. | |
В компьютерном классе имеется металлическая дверь | 1 | (да-1, нет-0) | |
В компьютерном классе имеется электропроводка | 1 | (да-1, нет-0). | |
В компьютерном классе имеется кондиционер или протяжно-вытяжная вентиляция | 0 | (да-1, нет-0) | |
В компьютерном классе имеются немеловые доски | 1 | (да-1, нет-0) | |
В компьютерном классе имеется площадь, обеспечивающая установку m/2+2 компьютера, включая учительский (где m — проектная наполняемость классов) | 1 | (да-1, нет-0) | |
Число компьютерных классов, удовлетворяющих всем вышеуказанным условиям (с учетом филиалов) | 0 | ед. | |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях | 37 | ед. | |
Число персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернет | 58 | ед. | |
Количество компьютеров, имеющих сертификат качества, используемых для осуществления образовательного процесса | 58 | ед. | |
В организации имеется мультимедийный проектор | 1 | (да-1, нет-0) | |
Количество мультимедийных проекторов | 6 | ед. | |
В организации имеется интерактивная доска | 1 | (да-1, нет-0) | |
Количество интерактивных досок | 3 | ед. | |
Программное обеспечение. Есть ли у организации комплект лицензионного или свободно распространяемого программного обеспечения (и операционная система, и офисные программы) для каждого установленного компьютера | 1 | (да-1, нет-0) | |
ИНТЕРНЕТ | |||
Организация имеет подключение к сети Интернет | 1 | (да-1, нет-0) | |
Тип подключения к сети Интернет (укажите один тип, который преобладает, т.е. обеспечивает интернетом большее количество компьютеров): | |||
модем | 0 | (да-1, нет-0) | |
выделенная линия | 1 | (да-1, нет-0) | |
спутниковое подключение | 0 | (да-1, нет-0) | |
Скорость доступа к сети Интернет (для большинства компьютеров): | |||
Выход в Интернет от 129 Кб/c до 1 Мб/с | 0 | (да-1, нет-0) | |
Выход в Интернет от 1 Мб/c до 2 Мб/с | 1 | (да-1, нет-0) | |
Выход в Интернет от 2 Мб/c до 4 Мб/с | 0 | (да-1, нет-0) | |
Выход в Интернет не менее 4 Мб/с | 0 | (да-1, нет-0) | |
Укажите количество компьютеров, скорость выхода в интернет которых менее 2 Мб/с | 0 | ед. |
электронные образовательные ресурсы — Перечень ЭОР
Специальные технические средства обучения для детей с ОВЗ
Наименование | Кол-во |
Тактильно-развевающая панель «Замочки» | 1 |
Мат тип 2 (размер 130*50*10 слож. 65*50*20) | 1 |
Многофункциональное устройство (цвет, принтер, сканер, копир) L355 | 1 |
Модульный набор 52 модуля (Архитектор) | 1 |
Модульный набор 6 секций (Шесть трапеций) | 1 |
Модульный набор 27 модулей (Модуль-игра) | 1 |
Модульный набор 18 модулей (Городок) | 3 |
Модульный набор 2 модуля (Змейка) | 1 |
Модульный набор 20 модулей (Веселые кубики) | 1 |
Модульный набор 15 модулей {веселый паровозик) | 3 |
Модульный набор -подиум (Призма 15 светло-зеленые) | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Мягкая платформа для воздушнопузырьковой трубки | 1 |
Мягкое сиденье с подлокотниками | 2 |
Набор компакт-дисков с музыкой для релаксации | 1 |
Набор прозрачных шариков для сухого бассейна | 1 |
Набор поливалентных матов (маты из 6 частей с липучками темно зеленые) | 1 |
Опросник для диагностики личностных черт | 1 |
Световой стол для рисования песком | 1 |
Тактильно-развивающая игрушка «Палитра» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Кисточки» | 2 |
Тактильно-развивающая панель «Лабиринт колесо” | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Лабиринт цветок» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Магнитные шарики» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Планетарный механизм» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Планетарный механизм» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Текстуры» | 1 |
Тактильно-развивающая панель «Цветные круги» | 1 |
Туннель (сборно-разборный) | 1 |
Фиброоптическое волокно | 1 |
Ширма для кукольного театра | 1 |
Парта с откидной крышкой регулируемая по высоте (парта «школярик» + стул) | 25 |
Набор психолога основной | 1 |
Специализированный программно-технический комплекс | 1 |
Зеркальный шар с мотором | 1 |
Профессиональный источник света к зеркальному шару | 1 |
Активная акустическая система (колонки 40 Вт) SVEN SPS-702 | 1 |
Декоративно-развивающая панель “Пруд» | 1 |
Детская полоса препятствий | 1 |
Дидактическая игрушка (черепаха) | 1 |
Игровая труба | 1 |
Интерактивная воздушнолузырьковая трубка с пультом управления | 1 |
Интерактивный источник света к фиброоптическому волокну | 1 |
Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления | 1 |
Комплект для диагностики минимальной мозговой дисфункции (ММД) | 1 |
Комплект для оценки и прогнозирования агрессивного поведения | 1 |
Комплект для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической ус | 1 |
Комплект для экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния | 1 |
Комплект из двух акриловых зеркал для воздушнопузырьковых трубок | 1 |
Комплект для диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка | 1 |
Кресло-пуфик | 1 |
Логопедический тренажер («Дельфа-142,1») | 1 |
Мат складной (размер 200*100*10 слож. 100*100*20) | 1 |
Дополнительное логопедическое оборудование | 10 |
Тактильно-развивающая панель «Кисточки» | 1 |
Тактильно-развивающая игрушка «Трещетка» | 1 |
Мат тип 1 (размер 200*138*7) | 1 |
Условия питания и охраны здоровья
Буфет площадью 49,1 кв.м. Организовано привозное горячее питание для учащихся. Буфет оборудован 10-ю шестиместными столами и табуретками на 60 посадочных мест. За каждым классом закреплены определенные столы. Имеется ежедневное меню, санитарные нормы сохраняются, сроки реализации продуктов соблюдаются. Все технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии. В буфете имеется два выхода.
Сегодня проблемы образования детей с умственной отсталостью являются самыми актуальными в работе всех подразделений Министерства образования. Отмечается рост почти всех категорий детей с ОВЗ и еще отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Стандарт для детей с ОВЗ гарантирует удовлетворение их образовательных и специфических потребностей на основе использования дифференцированного и индивидуального подходов и содержит в себе программу формирования базовых учебных действий , которая способствует достижению личностных и предметны результатов. Мы должны понимать, что такой особый ребенок может сегодня прийти обучаться в любое образовательное учреждение, и мы должны гарантировать получение им соответствующего образования.
В нашем учреждении обучаются дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями, которые получают образование на дому, дети-инвалиды, обучающиеся в общеобразовательных классах и на дому, дети с задержкой психического развития. Есть класс-комплект на начальном уровне образования и класс-комплект на уровне основного общего образования, в которых образование получают дети с легкой умственной отсталостью.
В МБОУ «СОШ №11» имеется опыт инклюзивного образования детей с ОВЗ. Основными принципами такого образования являются:
- Ценность человека не зависит от его способностей
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются в друг друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.