Материалы для ознакомления
- Подготовка руки к письму
- Развитие фонематических процессов у младших школьников как залог успешного обучения чтению и письму
- Рекомендации учителя-логопеда родителям учащихся начальных классов по развитию связной речи детей
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, в школе работает логопедический пункт.
Логопедический пункт создан в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- обследование устной речи первоклассников, письменной речи и чтения, обучающихся 2-4 классов;
- выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;
- проведение индивидуальных, групповых, коллективных занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- консультации для родителей обучающихся.
На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке; нарушения чтения и письма.
Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи.
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, проводятся с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Занятия проводятся индивидуально и в группах.
Время работы кабинета на 2020-2021 учебный год с 9 часов до 15 часов.
Консультации для родителей: суббота с 13.20 до 14.00, либо в удобное для Вас время по предварительному согласованию.
Предварительно записаться на консультацию можно через гостевую книгу на сайте МБОУ «СОШ №11» либо через классного руководителя.
Советы родителям по развитию речи будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.
У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
На что нужно обратить внимание родителям пока ещё дошкольников:
Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
- Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка:
- подбирать слова с определенным звуком;
- определять, есть ли в слове заданный звук;
- владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определять первый и последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков в слове);
- уметь различать и повторять сочетания типа: ка-ка-га, ба-па-ба, та-да-та, вы-вы-фы и т.д.
- Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на:
- словообразование (дом – домик, лошадь — лошадка);
- словоизменение (стул – стулья, стена — стены);
- согласование (синий карандаш, красная кепка, зелёное яблоко);
- управление (вышел из дома, рассказал о друге, взял у мамы).
- Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: мотоциклист, велосипедист, экскурсовод, регулировщик и т.п.
- Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
- Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
- Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела (по отношению к себе, к собеседнику, к какому-либо предмету), умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
- Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
- Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
- Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
- Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
- Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего из группы предметов с объяснением).
- Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает:
- Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
- Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное — своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.
Помощь учителя-логопеда учителям начальных классов
В каком случае ученику начальных классов необходима
помощь учителя-логопеда.
- Ошибки на письме:
- пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);
- перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «насустла» (наступила);
- недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
- искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щёки), «спеки» (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастенке» (висит на стенке), «у стала» (устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец – шофёр работа шофёра трудная шофёру надо хорошо Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»
- замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
- аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять жёлтеньки спиленачки.» (Пять жёлтеньких цыплят.);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «подороге» (по дороге), «при летели» (прилетели);
- зеркальные замены.
- Ошибки при чтении:
- пропуск, замены, перестановка букв, слогов, слов;
- ошибки в постановке ударения, непонимание прочитанного.
Подобные единичные ошибки не свидетельствуют о наличии патологии письменной речи!
Логопедические ошибки множественные и стойкие!
Помощь учителя-логопеда родителям дошкольников
Консультацию логопеда ссылка